Игры по развитию речи
Слова-друзья
Цель: учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова-друзья к заданным словам; закрепить понятие о разных звуках.
Мишка – шишка, сынишка, малышка, пышка, фишка, мальчишка.
Зайка – майка, незнайка, попрыгайка.
Лейка – скамейка; лук – жук; коза – стрекоза; рак – мак; санки – банки.
Чашка–рубашка; галка–палка; печка–свечка; стол–пол.
Замени звук
Цель: учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.
Материал: ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.
Ход игры
Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.
Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.
Например: нужно заменить на [ч] первый (кашка – чашка, гайка – чайка, масть – часть) или последний звук (враг – врач, клюв – ключ, мел – меч).
По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.
Какого звука не хватает?
Цель: учить узнавать слова, в которых не хватает одного звука. Совершенствовать навыки звукового анализа.
Материал: предметные картинки на каждое слово.
Ход игры
Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.
Ребенок должен догадаться, что это за слово с помощью соответствующей картинки, и определить пропавший в нем звук.
Вариант № 1
На солнышке грелся котено..., на него смотрел щено....
Мальчик держит каранда.., а девочка – красный ша...
В зоопарке жили сло..., бегемо..., крокоди...
Вариант № 2
Например, пи[]ама – пропал звук [ж], вок[]ал – звук [з], тарел[]а – звук [к], конфе[]а – звук [т], мар-ты[]ка – [ш], мака[]оны – [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.
Измени слово
Цель: упражнять в образовании существительных уменьшительно-ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.
Ход игры
Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:
друг – дружок,
пирог – пирожок,
сапог – сапожок,
снег – снежок,
рог – рожок,
луг – лужок,
творог – творожок,
флаг – флажок.
Третий лишний
Цель: развивать умения услышать в слове определенный звук.
Ход игры
Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:
Шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила; голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.
Сердитый ворон
Цель: учить детей определять первый звук в слове.
Ход игры
Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют «мостик» (доску).
Воспитатель. В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а прийти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждое животное, приходящее к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.
Самолет
Цель: учить узнавать звук [с] в словах.
Ход игры
Воспитатель. Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (раздает детям картинки). Взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].
Дети строят самолет. «Воспитатель-стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садится на свое место.
Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами
И опять вернемся к маме.
Карусель
Цель: учить дифференцировать звук [ш] в словах.
Ход игры
Дети становятся в круг, держась за веревку правой рукой, затем идут по кругу и произносят слова:
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели (медленно идем по кругу),
А потом кругом-кругом (немного ускоряемся),
Все бегом-бегом-бегом (еще ускоряемся).
После слова «бегом» дети бегут по кругу. Затем после команды воспитателя «поворот» дети берут веревку в левую руку и идут в другую сторону произнося слова:
Тише, тише, не спешите (замедляемся),
Ш-ш-ш!
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два –
Тишина: ш-ш-ш,
Вот и кончилась игра.
Воспитатель. Дети, какой звук вы произносили?
Дети. Ш-ш-ш.
Слова – загадки
Цель: учить детей определять протяженность слов.
Ход игры
Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают, определяют, какое слово: длинное или короткое.
Назови слова со звуком [з]
Цель: учить детей называть слова с заданным звуком.
Ход игры
Дети стоят в кругу. Передавая мяч друг другу по кругу, они должны назвать слово со звуком [з].
Кто больше?
Цель: развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры
Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
Услышишь – хлопни
Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
Внимательный слушатель
Цель: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.