"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ ЖАНЫНДАҒЫ КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫНЫҢ "АЛТЫН БАЛА"  БАЛАБАҚШАСЫ" МКҚК
ГККП "ДЕТСКИЙ САД "АЛТЫН БАЛА" ГОРОДА КОКШЕТАУ ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ КОКШЕТАУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Сөйлеуді дамыту ойындары

Игры по развитию речи

Слова-друзья

Цель: учить сравнивать слова по звучанию, подбирать слова-друзья к заданным словам; закрепить понятие о разных звуках.

Мишка – шишка, сынишка, малышка, пышка, фишка, мальчишка.

Зайка – майка, незнайка, попрыгайка.

Лейка – скамейка; лук – жук; коза – стрекоза; рак – мак; санки – банки.

Чашка–рубашка; галка–палка; печка–свечка; стол–пол.

Замени звук

Цель: учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Материал: ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

Ход игры

Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например: нужно заменить на [ч] первый (кашка – чашка, гайка – чайка, масть – часть) или последний звук (враг – врач, клюв – ключ, мел – меч).

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

Какого звука не хватает?

Цель: учить узнавать слова, в которых не хватает одного звука. Совершенствовать навыки звукового анализа.

Материал: предметные картинки на каждое слово.

Ход игры

Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.

Ребенок должен догадаться, что это за слово с помощью соответствующей картинки, и определить пропавший в нем звук.

Вариант № 1

На солнышке грелся котено..., на него смотрел щено....

Мальчик держит каранда.., а девочка – красный ша...

В зоопарке жили сло..., бегемо..., крокоди...

Вариант № 2

Например, пи[]ама – пропал звук [ж], вок[]ал – звук [з], тарел[]а – звук [к], конфе[]а – звук [т], мар-ты[]ка – [ш], мака[]оны – [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.

Измени слово

Цель: упражнять в образовании существительных уменьшительно-ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Ход игры

Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:

друг – дружок,

пирог – пирожок,

сапог – сапожок,

снег – снежок,

рог – рожок,

луг – лужок,

творог – творожок,

флаг – флажок.

Третий лишний

Цель: развивать умения услышать в слове определенный звук.

Ход игры

Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш]:

Шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила; голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

Сердитый ворон

Цель: учить детей определять первый звук в слове.

Ход игры

Детям раздаются шапки-маски различных зверей. К складному домику приставляют «мостик» (доску).

Воспитатель. В этом домике живут звери: заяц, лиса, медведь, волк и др. Перейти в домик можно только по мостику, но он не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а прийти обратно непросто. Около мостика сидит ворон (надевает на себя шапочку-маску ворона). Каждое животное, приходящее к мостику, он спрашивает, какой звук первый в названии этого животного. Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый ворон не пропускает.

Самолет

Цель: учить узнавать звук [с] в словах.

Ход игры

Воспитатель. Сегодня мы отправляемся в полет на самолете и надо придумать, какие вещи взять с собой (раздает детям картинки). Взять с собой можно только те предметы, в названиях которых слышится звук [с].

Дети строят самолет. «Воспитатель-стюардесса» впускает пассажиров только с картинками, на которых изображены предметы со звуком [с]. При входе в самолет ребенок показывает свою картинку и говорит: «Я возьму с собой сумку» (санки, сапоги, сыр и др.) и садится на свое место.

Мы отправляемся в полет. Чтобы нам было веселее, выучим стихотворение, в котором почти все слова имеют звук [с].

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами

И опять вернемся к маме.

Карусель

Цель: учить дифференцировать звук [ш] в словах.

Ход игры

Дети становятся в круг, держась за веревку правой рукой, затем идут по кругу и произносят слова:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели (медленно идем по кругу),

А потом кругом-кругом (немного ускоряемся),

Все бегом-бегом-бегом (еще ускоряемся).

После слова «бегом» дети бегут по кругу. Затем после команды воспитателя «поворот» дети берут веревку в левую руку и идут в другую сторону произнося слова:

Тише, тише, не спешите (замедляемся),

Ш-ш-ш!

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два –

Тишина: ш-ш-ш,

Вот и кончилась игра.

Воспитатель. Дети, какой звук вы произносили?

Дети. Ш-ш-ш.

Слова – загадки

Цель: учить детей определять протяженность слов.

Ход игры

Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают, определяют, какое слово: длинное или короткое.

Назови слова со звуком [з]

Цель: учить детей называть слова с заданным звуком.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Передавая мяч друг другу по кругу, они должны назвать слово со звуком [з].

Кто больше?

Цель: развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры

Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

Услышишь – хлопни

Цель: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

Внимательный слушатель

Цель: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

 


Ұйымдар тізімі
Текст