Консультация "Создание модели ранней профориентации дошкольников как одной из форм управления социально-коммуникативным и познавательным развитием"
Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессии), но не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности, его знакомства с профессиями родителей. Таким образом, доказана целесообразность ранней профориентации в дошкольном возрасте, определены различные пути и средства воспитания устойчивого интереса к профессиям взрослых. Знакомиться с профессиями ребенок начинает в семье, узнавая о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, когда участвует в жизни семьи, в которой обсуждаются новости и проблемы профессионального труда взрослых, где косвенно и прямо родители рассказывают о труде. Когда этого не происходит, складывается опасное представление о том, что единственный смысл профессионального труда взрослого человека – заработок. Должны ли услышать от нас наши дети, что профессия может быть интересной и любимой? Надо ли рассуждать с детьми о том, что труд каждого из нас общественно полезен? При выявлении представлений о труде взрослых и профессиях у воспитанников старшего дошкольного возраста мы столкнулись с тем, что только половина детей старшего дошкольного возраста в могут назвать, где и кем работают их родители, потому что многие родители не рассказывают детям о своей работе. Представление о труде взрослых у детей размыто. Вот наиболее распространенные ответы детей: «на работе работают», «на работу ходят», «на работу ездят», «работу работают», многие утверждают, что «на работу ходят, чтобы заработать денежки». Учитывая все вышеизложенное, мы определили цель нашей работы: создание модели ранней профориентации дошкольников как одной из форм управления социально-коммуникативным и познавательным развитием Задачи:– обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности родителей, воспитывать интерес к профессиям, востребованным в нашем городе, – закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления; – стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей; – воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; – помочь детям осознать важность необходимость и незаменимость каждой профессии.
Краткая аннотация практики
Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации. Ранняя профориентация призвана: – дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;
– сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
– предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются: – профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия); – профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий). Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса могут быть реализованы в условиях детского сада. На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключается в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя мероприятия, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей. Модель ранней профориентации включает в себя освоение детьми дошкольного возраста различных культурных практик. Такими культурными практиками для ребенка дошкольного возраста являются: – игровая деятельность (освоение практических действий с предметами труда; «социальная проба», «проживание» ребенком социальных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности, трудовых действий в процессе сюжетно-ролевой игры, а также в процессе активного использования игрушек-самоделок); – продуктивная деятельность, приобщение детей к различным видам искусства (использование средств изобразительного искусства, художественной литературы); – познавательно-исследовательская деятельность. Таким образом, нами представлен системный подход по профориентации дошкольников. Подготовлены конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведений с последующим обсуждением. Отобран материал для работы с родителями воспитанников по данной проблематике, дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации дошкольников.
Основные мероприятия Копилка практических разработок
-Составление картотеки дидактических игр «В мире профессий», «Знакомство с профессией через игру»; -Создание банка презентаций для проведения образовательной деятельности по ознакомлению с профессиями: «Что такое профессия»; «Профессии прошлого и настоящего»; -Создание видеотеки «Кем работают мои родители»: видеороликов и презентаций о своей профессии и деятельности; -Изготовление лепбуков по профессиям; -Фотовыставки в группах: «Профессии наших родителей», «Мамы разные нужны, мамы разные важны», «Папа может»; -Подбор материалов, атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Мероприятия с воспитанниками -Открытые педагогические мероприятия – ОД по ознакомлению с профессиями и людьми труда; -Дидактические игры, викторины; -Проведение сюжетно-ролевых игр и игр-инсценировок на темы профессий -Организация квест-игры «Профессии нашего города»; -Подготовка видеосборника «Моя будущая профессия» на основе детских размышлений; -Конкурс детского рисунка (для старших дошкольников) «Кем я буду»; -Проведение Олимпиады «Знатоки профессий» среди воспитанников старшего дошкольного возраста; -Организация встреч с людьми интересных профессий: полицейский, учитель, медсестра, флорист и др. Форма: «Гость группы».
Ожидаемые результаты Практическая значимость данной практики заключается в том, что в ходе работы по данной проблеме подобран информационный и практический материал по организации работы по ранней профориентации с детьми дошкольного возраста – пособие «Методические рекомендации по организации совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста по ознакомлению с профессиями взрослых» с приложением «Мир профессий».
В пособии собрана интересная и полезная информация об истории предприятий, об оборудовании и о техническом оснащении помещений, выпускаемой ими продукции, подобран и систематизирован разнообразный дидактический материал для организации образовательной деятельности. Пособие поможет педагогам обогатить сюжеты детских игр, придать игровым действиям более глубокий практический смысл, подсказать детям, как правильно подобрать атрибуты для воплощения той или иной роли, какие профессиональные качества присущи представителям выбранной для игры профессии. Работа осуществляется во время непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей. Решению задач во многом способствует совместное творчество сотрудников детского сада, направленное на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития детей, создания равных условий образования дошкольников независимо от материального достатка семьи, языковой и культурной среды.
В ходе реализации практики в группах создана соответствующая профориентационная развивающая предметно-пространственная среда: – лепбуки, которые помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме; – дидактические игры. Совместно с детьми изготовлены: – книжки-раскладушки, книжки-малышки по теме; – схемы: «Какой, какая» по ознакомлению детей с профессиональными качествами строительных и других профессий, «Расскажи-ка» – с помощью которых дети составляют описательные рассказы о людях различных профессий; – перфокарты: «Что необходимо человеку этой профессии?», «Мир невозможен без домов», «Из какого материала сделано?» и др. Использование перфокарт удобно для закрепления пройденного материала. Педагоги пополнили копилку презентаций, видеороликов.