Ранняя профориентация в детском саду
пособие ориентировано на создание в ДО условий для ранней профориентации детей. Решение поставленной проблемы планируется через вовлечение воспитанников и родителей в совместную деятельность по ранней профориентации и знакомство с профессией. Перспективное планирование построено таким образом, что позволяет помочь дошкольникам упорядочить и систематизировать знания о профессиональном мире. Постепенное усложнение, планирование работы в каждой возрастной группе позволяет формировать у детей активный интерес к профессиям и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Методическое пособие рекомендовано для воспитателей детских садов и мини центров, для учителей начальных классов.
Глава государства Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана в Главе III от 6 сентября 2021 года сказал: «Особую значимость приобретает ранняя профориентация детей. Наше подрастающее поколение должно осознанно относиться к выбору будущей профессии».Так же президент предложил внести модуль по профориентации во все образовательные программы педагогической направленности
Дошкольное образование идет в ногу с современными тенденциями развития общества, учитывает потребность государства, как в квалифицированных кадрах, так и в рабочих специальностях.
Все профессии важны, все профессии нужны. И каждая из них уникальна по-своему. Спросите любого малыша, кем бы он хотел стать в будущем? Мальчик ответит, что мечтает быть лётчиком, пожарным, гонщиком, девочка хочет стать певицей, танцовщицей, модельером. Дело не в том, что в наше время детям действительно нравятся эти профессии – они мало знакомы с другими профессиями! Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире, и кругозор детей, но формирует у них определённый элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Обычно вопрос о будущей профессии начинает возникать только в старших классах школы, в связи с необходимостью выбора профессии. А мы считаем, что дошкольный возраст является наиболее благоприятной для формирования любознательности детей. Это позволяет формировать у детей повышенный интерес к профессиям взрослых. Детский сад – первоначальное звено единой и непрерывной системы образования в РК. Именно в дошкольном возрасте должно формироваться его профессиональное самоопределение – процесс сознательного выбора своего профессионального пути. Самоопределение профессии – это не просто единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном возрасте.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, трудолюбивыми, самостоятельными, творческими личностями. Поэтому тему раннего профориентирования считаем одной из важной и актуальной в современном мире, который необходимо строить с учётом традиционных и современных образовательных технологий.
Цель:
развитие ключевых компетенций у детей дошкольного возраста, направленных на формирование представлений о различных профессиях и формирование представлений о значимости профессиональной деятельности взрослых для общества.
Задачи:
1.Обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда.
2.Формироваь первичные представления о мотивах труда людей.
3.Закреплять умение детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.
4.Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
5.Воспитыать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Самое важное дать понять, что выбор профессии — это серьёзное дело, которым будешь зарабатывать на жизнь. И если сделать правильный выбор, то работа будет приносить не только деньги, но и уважение и радость.
В данное время мы живём в мире, который совсем не похож на тот, в котором родились наши родители. И темп изменений в мире профессий продолжает расти. Сегодняшним дошкольникам предстоит:
- работать по профессиям, которых пока нет;
- использовать технологии, которые ещё не созданы;
- решать задачи, о которых они еще не догадываются.
Именно поэтому современное дошкольное образование должно соответствовать целям опережающего развития, и современные дети должны изучать технологии, которые пригодятся им в будущем.Современная действительность нам диктует свои требования. Если ещё 10 лет назад достаточно было познакомить детей с трудом повара, водителя, врача, то на современном этапе этого недостаточно. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях (технологические специалисты, IT - специалист, инженер робототехники, веб-дизайнер, маркетолог, биоинженер, сити- фермер и т.д.).
При выявлении представлений о труде взрослых и профессиях, у воспитанников старшего возраста, мы столкнулись с тем, что многие дети затрудняются назвать, где и кем работают родители. Представление о труде взрослых у детей недостаточно сформировано. Многие дети отвечали «на работе работают», «ходят на работу, чтобы заработать деньги».
Формы работы с детьми·-игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, игры путешествия, дидактические, словесные, настольные);
·-просмотр слайд-шоу;
·-просмотр фильмов, мультфильмов;
·-творческое моделирование и проектирование;
·-наблюдения;
·-экскурсии реальные и виртуальные;
·-познавательно - исследовательская, проектная деятельность;
·-чтение художественной литературы;
·-беседы;
·-интервьюирование;
·-составление небольших рассказов «Кем я буду, когда вырасту»;
·-встречи с интересными людьми;
·-лего конструирование;
·-создание коллажей, ЛЭПБУКОВ, мнемотаблиц
Формы работы с родителями
-мастер класс;
·-анкетирование;
·-круглый стол;
·-деловая игра;
·-встречи с интересными людьми;
·-экскурсии на место работы родителей;
·-день открытых дверей;
·-консультации;
·-изготовление лэпбуков;
·-изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
·-оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей».
-ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
-называет профессии разных сфер экономики;
-различает профессии по существенным признакам;
-называет профессионально-важные качества представителей разных профессий.
Ожидаемый результатВ деттском саду созданы условия и предметно-развивающая среда по ранней профориентации детей
Активизация творческого потенциала педагогов по ранней профориентации детей дошкольного возраста
У детей сформирована общая готовность к самоопределению и выбору профессии.
Ребята обеспечены информацией о мире профессий
Владеют знаниями о профессиях, с трудовыми действиями, инструментами и профессиональной техникой необходимыми для работы
Имеют обобщённые представления о взаимосвязи труда людей разных профессий
Сформировано чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к результатам его труда
Моделирует в игре отношения между людьми разных профессий