"АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫ БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ ЖАНЫНДАҒЫ КӨКШЕТАУ ҚАЛАСЫНЫҢ "АЛТЫН БАЛА"  БАЛАБАҚШАСЫ" МКҚК
ГККП "ДЕТСКИЙ САД "АЛТЫН БАЛА" ГОРОДА КОКШЕТАУ ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ КОКШЕТАУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Кеңес "Балабақшада ерте кәсіптік бағдар беру"

Ранняя профориентация в детском саду

 пособие ориентировано на создание в ДО условий для ранней профориентации детей. Решение поставленной проблемы планируется через вовлечение воспитанников и родителей в совместную деятельность по ранней профориентации и знакомство с профессией. Перспективное планирование построено таким образом, что позволяет помочь дошкольникам упорядочить и систематизировать знания о профессиональном мире. Постепенное усложнение, планирование работы в каждой возрастной группе позволяет формировать у детей активный интерес к профессиям и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Методическое пособие рекомендовано для воспитателей детских садов и мини центров, для учителей начальных классов.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана в Главе III от 6 сентября 2021 года сказал:  «Особую значимость приобретает ранняя профориентация детей. Наше подрастающее поколение должно осознанно относиться к выбору будущей профессии».Так же президент предложил внести модуль по профориентации во все образовательные программы педагогической направленности

Дошкольное образование идет в ногу с современными тенденциями развития общества, учитывает потребность государства, как в квалифицированных кадрах, так и в рабочих специальностях.

Все профессии важны, все профессии нужны. И каждая из них уникальна по-своему. Спросите любого малыша, кем бы он хотел стать в будущем? Мальчик ответит, что мечтает быть лётчиком, пожарным, гонщиком, девочка хочет стать певицей, танцовщицей, модельером. Дело не в том, что в наше время детям действительно нравятся эти профессии – они мало знакомы с другими профессиями! Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире, и кругозор детей, но формирует у них определённый элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Обычно вопрос о будущей профессии начинает возникать только в старших классах школы, в связи с необходимостью выбора профессии. А мы считаем, что дошкольный возраст является наиболее благоприятной для формирования любознательности детей. Это позволяет формировать у детей повышенный интерес к профессиям взрослых. Детский сад – первоначальное звено единой и непрерывной системы образования в РК. Именно в дошкольном возрасте должно формироваться его профессиональное самоопределение – процесс сознательного выбора своего профессионального пути. Самоопределение профессии – это не просто единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном возрасте.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, трудолюбивыми, самостоятельными, творческими личностями. Поэтому тему раннего профориентирования считаем одной из важной и актуальной в современном мире, который необходимо строить с учётом традиционных и современных образовательных технологий.

Цель:

развитие ключевых компетенций у детей дошкольного возраста, направленных на формирование представлений о различных профессиях и формирование представлений о значимости профессиональной деятельности взрослых для общества.

Задачи:

1.Обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда.

2.Формироваь первичные представления о мотивах труда людей.

3.Закреплять умение детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.

4.Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

5.Воспитыать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Самое важное дать понять, что выбор профессии — это серьёзное дело, которым будешь зарабатывать на жизнь. И если сделать правильный выбор, то работа будет приносить не только деньги, но и уважение и радость.

В данное время мы живём в мире, который совсем не похож на тот, в котором родились наши родители. И темп изменений в мире профессий продолжает расти. Сегодняшним дошкольникам предстоит:

- работать по профессиям, которых пока нет;

- использовать технологии, которые ещё не созданы;

- решать задачи, о которых они еще не догадываются.

Именно поэтому современное дошкольное образование должно соответствовать целям опережающего развития, и современные дети должны изучать технологии, которые пригодятся им в будущем.Современная действительность нам диктует свои требования. Если ещё 10 лет назад достаточно было познакомить детей с трудом повара, водителя, врача, то на современном этапе этого недостаточно. В информационную начальную компетенцию дошкольника должны органично влиться знания о современных профессиях (технологические специалисты, IT - специалист, инженер робототехники, веб-дизайнер, маркетолог, биоинженер, сити- фермер и т.д.).

При выявлении представлений о труде взрослых и профессиях, у воспитанников старшего возраста, мы столкнулись с тем, что многие дети затрудняются назвать, где и кем работают родители. Представление о труде взрослых у детей недостаточно сформировано. Многие дети отвечали «на работе работают», «ходят на работу, чтобы заработать деньги».

Формы работы с детьми·-игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, игры путешествия, дидактические, словесные, настольные);

·-просмотр слайд-шоу;

·-просмотр фильмов, мультфильмов;

·-творческое моделирование и проектирование;

·-наблюдения;

·-экскурсии реальные и виртуальные;

·-познавательно - исследовательская, проектная деятельность;

·-чтение художественной литературы;

·-беседы;

·-интервьюирование;

·-составление небольших рассказов «Кем я буду, когда вырасту»;

·-встречи с интересными людьми;

·-лего конструирование;

·-создание коллажей, ЛЭПБУКОВ, мнемотаблиц

Формы работы с родителями

-мастер класс;

·-анкетирование;

·-круглый стол;

·-деловая игра;

·-встречи с интересными людьми;

·-экскурсии на место работы родителей;

·-день открытых дверей;

·-консультации;

·-изготовление лэпбуков;

·-изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

·-оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей».

-ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;

-называет профессии разных сфер экономики;

-различает профессии по существенным признакам;

-называет профессионально-важные качества представителей разных профессий.

Ожидаемый результатВ деттском саду созданы условия и предметно-развивающая среда по ранней профориентации детей

Активизация творческого потенциала педагогов по ранней профориентации детей дошкольного возраста

У детей сформирована общая готовность к самоопределению и выбору профессии.

Ребята обеспечены информацией о мире профессий

Владеют знаниями о профессиях, с трудовыми действиями, инструментами и профессиональной техникой необходимыми для работы

Имеют обобщённые представления о взаимосвязи труда людей разных профессий

Сформировано чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к результатам его труда

Моделирует в игре отношения между людьми разных профессий


Ұйымдар тізімі
Текст